Копалась в инете в поисках практических методик, используемых педагогами в учреждениях особой направленности, и наткнулась на это. Стихи дефектолога Натальи Калиман, работающей в одном из коррекционных центров Оренбурга. Возникли они как попытка объяснить проблемы ребенка со специфическими потребностями «изнутри»: так, как он мог бы рассказать о них сам – если бы мог. Очень наглядно и весьма впечатляет!!!
Стихи с комментариями автора
* * *
С Андрюшей мы начали заниматься два года назад. Многие вещи пугали Андрея и выводили из душевного равновесия. Начался долгий путь навстречу друг к другу. Появились знаки для общения, удалось сформировать «сигнальную» фразу, и тогда стало возможным узнать, что же хочет Андрей. А однажды, Андрюша взял меня за руку и сказал: «Хочу музицировать». Обозначив каждую ноту цифрой, мы выучили ноты, и на Рождество порадовали всех игрой на фортепьяно. А потом родились стихи… У Андрея остается выраженная эхолалия, но это уже не мешает нам общаться.
Аутист
Андрею В.
Для ребенка мир огромен,
Непонятен и проблемен.
Страшен он для аутиста
Перевернут, непроверен.
Звуки, песни, шум голосый –
Все слилось в сплошное эхо.
Нелогичен и запутан
Мир его эхолаличный.
Словно шум морской, он страшен,
Бездной смотрит он в пространство.
Осторожно! Там опасно!
Осторожно! Я напуган!
Вы совсем мне непонятны!
Строки, тексты, цифры, буквы!
И мелодии невнятны,
Непонятны… Непонятны!!!
Если я эхолаличен,
То не значит – нелогичен.
Ноты с цифрами скрепляю,
Есть и знаки для общенья.
Мир мой сложен – аутичен,
Мир мой попросту отличен.
Достучитесь, дозовитесь!
Протяните мне вы руку.
Нелогичен… Аутичен…
Просто ВАМ я недоступен.
* * *
Только специалисты поймут, что стоит за этим простеньким, забавным стишком. Почти год во время «терапевтического круга» Маше пытались объяснять, что она – Маша, прикладывали маленькую ее ладошку к груди, здоровались с безучастным ребенком. И вот, наконец, удалось преодолеть такую маленькую и незначительную для «посторонних», но такую важную для Маши и ее друзей ступеньку.
Маняшка
Машеньке П.
– А где у нас Маша?
– Здесь.
Теперь-то я знаю, что здесь!
Теперь-то я знаю, что Маша есть.
Мне все еще непонятно здесь,
Но знаю я точно: Маша есть!
И лица знакомые любят меня,
И Маша – это, конечно же, я.
И руки Мои у Меня,
Только не слушаются пока.
Но самое главное, что есть у меня –
Это МАМА моя!
* * *
Добрые, ласковые, заботливые человечки. Они остро чувствуют внутреннее состояние человека, его настроение. Умеют жалеть и любить, ничего не требуя взамен. Они похожи друг на друга, и вместе с тем такие разные. Им очень трудно пробиваться через стереотип отношения к ним общества.
Синдром Дауна
Мы приходим в мир случайно
И несем набор отличный,
Генный он и нетипичный.
Мы похожи друг на друга:
Монголойдны, неуклюжи,
Добродушны и открыты,
Понимаем смысл дружбы.
Просто мы с другой планеты,
Где ЛЮБОВЬ всего дороже,
Где добро всего ценнее,
Дружба где всегда возможна.
Помогите нам пробиться.
Помогите выжить, влиться
В вашу жизнь большой планеты,
С нами в мире больше света!
* * *
Всегда потрясало упорство ребят с детским церебральным параличом. Они все очень сильные личности. Это «маленькие взрослые», дети-герои.
ДЦП
Кириллу Х., Карине Я.
И многим, многим другим
ДЦП – диагноз страшный.
Мир наш очень ограничен.
Все становится пространство
Неприступным, непривычным.
Одеваться утром трудно.
Трудно сесть, и встать мне прямо.
Петь. Ходить. Тренироваться.
Только, к счастью, я упрямый!
И всегда во мне упорство
Не дает сковать все тело.
Верьте! Я смогу добраться.
Верьте – и я буду смелым.
Говорить я стану лучше,
Ведь и вы не все умели.
Помогите! Поддержите!
Дайте мне дойти до цели.
@темы:
Про необычных людей